Вернуться назад

Олег Фомичев: Доступ к МФЦ имеют 94% граждан РФ

11 февраля 2016

Статс-секретарь  - заместитель Министра экономического развития Олег Фомичев в студии радио «Русская служба новостей» заверил, что получить госуслугу в МФЦ можно за 15 минут.

 - В студии Олег Фомичёв, замминистра экономического развития. Здравствуйте.

- Здравствуйте. 

-  Сегодня Шувалов много всего говорил, в том числе коснулся темы Росреестра. Он сказал, что нужно исключить контакт сотрудников Росреестра с людьми. Росреестр - подведомственная организация Минэкономразвития, и МФЦ вы плотно занимаетесь. Сейчас есть идея уйти от контакта и сделать стандартным весь набор взаимодействия с госорганами. Что получилось сделать на сегодняшний день?

-  В значительной степени получилось, по крайней мере, в рамках сети новых МФЦ. В конце прошлого года мы отчитались о достижении так называемых указанных показателей 2012 года. У нас теперь 94% граждан РФ имеют доступ к новым МФЦ. 

В каком смысле имеют доступ?

-  В шаговой доступности. И в большинстве этих МФЦ в «едином окне» оказываются услуги Росреестра. Более того, на «красные» услуги Росреестра приходится основной поток со стороны потребителей. Есть целый ряд федеральных услуг, которые там оказываются, Росреестр - в числе первых. Это была наша целенаправленная позиция. 

- То есть это было сделано не просто для того, чтобы уйти от очередей, а именно - поэтапно уйти от прямого контакта? 

-  В том числе, да. Но повышение качества оказания госуслуг сразу много целей преследовало. Безусловно, это антикоррупционная цель, когда у вас нет прямого контакта между чиновником и гражданином, нет самой ситуации, в которой возникают все эти нехорошие последствия в виде взяток. С другой стороны, без перевода всего в режим одного специалиста не удавалось повысить комфортность при предоставлении государственных услуг. Были бы гигантские издержки, если бы мы во всех госорганах стали строить большие залы для приёма. В рамках сети МФЦ нам удалось добиться того, чтобы граждане в течение 10-15 минут могли всё сделать. 

-  И ждать долго. Почему плохо в МФЦ с Росреестром связываться - документы идут месяца 2.

-  2 дня идут. Через 2 дня документы передаются в Росреестр. 

- Я до сих пор копию документа не получила. А они говорят, что они к ним не пришли. Я еду в архив, а меня отправляют туда, где я подавала заявление. 

-  Это зависит от так называемого сценария того, какую услугу Вы получали. В то время, когда у нас не было Росреестра, конкретные вопросы земельных имущественных отношений были в базах данных муниципальных образований. И если они там так и хранятся, то это, скорее всего, Ваш случай, когда Вас отправили в архив. 

- Давайте уточним один момент. Вы - замминистр экономического развития, то есть заместитель Алексея Улюкаева. У нас к нему просто всегда очень много вопросов. Вы говорите, что 94% граждан имеют доступ к МФЦ. Означает ли это, что МФЦ - федеральная организация? Или это всё лежит на плечах местных органов власти?

Это - региональная организация, но при федеральном руководстве и координации. Проекты действительно, реализуются Минэкономразвития, но основные издержки несут субъекты РФ. Потому что сеть Многофункциональных центров создавалась и поддерживалась практически на 70-80% за счёт субъектов РФ. Мы из федерального бюджета давали субсидии на поддержку, но они компенсировали только часть расходов. А бренд «Мои документы» - это федеральная история, потому что в своё время было поручение со стороны Дмитрия Медведева о том, что хорошо бы, чтобы в любой точке страны гражданин, получающий государственные услуги, знал, куда он идёт, чтобы был узнаваемый бренд, стандарты получения услуги. После чего мы в рамках Минэкономразвития соответствующий бренд как раз и разработали. И теперь совместно с субъектами его внедряем. Практически все новые МФЦ создаются уже с новым брендом, да и те, которые создавались ещё с региональными брендами, сейчас очень быстро переоборудуются. 

- То есть это единый стандарт?

- Да, и оформление, система навигации, требования к качеству получения услуги. В этом смысле экстерриториальность уже почти есть. 

- Вот, это наша боль. Когда это будет готово? Ведь люди оформляют и наследство, и что угодно. Важно, чтобы можно было в любой точке страны прийти и получить необходимые услуги.

- Мы такую задачу перед собой ставим и начали её решать. По федеральным услугам, там, где централизованные базы данных, эта задача решается сравнительно легко. По крайней мере, по Росреестру, по МВД, по Федеральной службе судебных приставов мы эту задачу будем достаточно быстро решать. Но есть ряд федеральных, региональных и муниципальных услуг, которые в экстерриториальном режиме получить будет очень сложно. Потому что нужно обеспечивать доступ одних субъектов к базам данных, другие субъекты проверять. Там очень много подробностей, и надо менять очень много нормативов, кроме того, что есть ещё очевидные технические вопросы. Но мы задачи такие перед собой ставим, и думаю, что в течение 2-3 лет по основным услугам мы этого добьёмся. 

- И Росреестр тоже в течение 2-3 лет?

- Росреестр, надеюсь, быстрее. 

- Кроме 94%, чем вы гордитесь ещё? Где видите нерешённые вопросы?

-  Сильно гордиться действительно, сейчас особенно нечем, потому что даже в МФЦ - нашей гордости, всё равно нужно будет много чего доделывать в течение года-двух и в плане количества предоставляемых услуг, и в плане их качества. 

- Водительские удостоверения, вроде, собрались выдавать?

-  Только в двух случаях - когда они утеряны или нужно перевыпустить в связи с истечением их срока действия. Это автоматическая процедура, где не надо сдавать никаких экзаменов, это можно сделать в самом МФЦ. Фотографию делают в момент посещения, поэтому это не проблема. 

Если говорить о контрольно-надзорной, регуляторной деятельности, с 1 января вступил так называемый надзорный мораторий для субъектов малого предпринимательства. Если в течение 3 лет малый бизнес не был замечен ни в чём особо предосудительном, у него не отзывали лицензию, не приостанавливали деятельность, то к нему не будут приходить в плановом режиме проверяющие органы. Это, на наш взгляд, очень правильно. Мы в своё время эту идею продвигали, мы убедили Госдуму, она приняла соответствующий федеральный закон. На наш взгляд, это позволит достаточно серьёзно упростить деятельность малого бизнеса. 

- Чтобы не кошмарить бизнес.

-  У нас много чего принималось в последние годы, чтобы его не кошмарить. Но, с одной стороны, мы улучшаем условия ведения деятельности, а с другой - всегда что-то появляется, что компенсирует эти наши положительные решения. 

- «В МФЦ для загранпаспорта нужно принести фото, готовое заявление, копию трудовой, а получать всё равно в ФМС. Не сильно упростили процесс», - пишет слушатель. По-моему, сейчас копия трудовой не требуется?

- Если в ФМС требуется, то приносят. Но действительно, это сейчас один из проблемных пунктов. У нас в МФЦ не выдаются, например, загранпаспорта нового поколения, биометрические. При том, что у ФМС стоит справедливая цель - всех переводить на такие загранпаспорта. Получается внутренний конфликт: с одной стороны, они должны как можно больше их выдавать, а с другой - очень боятся выдавать их в МФЦ. Мы сейчас с ними плотно взаимодействуем, у нас есть поручение Правительства. 

- Не надо обычные отменять.

- Обычные отменять не будем, но разрешим, чтобы в рамках МФЦ можно было получить и биометрические паспорта. С этим связан ряд технических сложностей, но они все преодолимы. Также стоит задача в рамках МФЦ сделать и заявление, и получение. Сейчас мы проводим пилотные проекты, и думаю, что к концу года мы перейдём к такому режиму. 

- Ещё бы хорошо в электронный вид всё перевести, потому что уходит куча бумаги на огромное количество заявлений, расписок. 

«С Росреестром стало намного проще записываться, например, в кадастровую палату». Кто оформлял, тот знает. Кстати, два технических момента: означает ли это, что когда МФЦ заработает в полную силу, доступ в соответствующие федеральные структуры будет закрыт? В тот же Росреестр, например, который обладает огромным количеством офисов, приёмных. Получается некое дублирование функций?

- Дублирования как такового не получается, потому что всё равно бэк-офис остаётся в Росреестре. А МФЦ - это фронт-офис, там сидят универсальные специалисты, которые знают, как принимать документы, потом они их формируют в пакеты и отправляют всё равно в Росреестр, потому что там есть государственный регистратор, который проверяет документы на соответствие законодательству. Юридически значимые действия именно он осуществляет, но при этом он не контактирует с людьми. Мы снимаем с Росреестра огромную, псхологически сложную работу, потому что взаимодействие с людьми - это тоже та ещё работа. Перевод в МФЦ нам позволил серьёзно сократить численность Росреестра именно за счёт этой фронт-офисной составляющей. 

- В Крыму, в Севастополе «Мои документы» уже начали появляться? 

- Начали, но ещё не закончили. Мы надеемся в этом году проект в Крыму завершить, потому что на значительное количество офисов мы не успели вовремя средства довести, они не успели их вовремя потратить, потому что они стартовали позже, чем все остальные субъекты. В Севастополе сеть создана, но подготовка специалистов и наполнение госуслугами также будет происходить в течение года. Там есть пока проблемы в деятельности, но и сроки у них значительно короче, чем у других субъектов.

- В какой степени МФЦ теперь будет помогать ИП, ООО? Известно, что надо в налоговую ездить, договоры заключать. Приходится мотаться туда-сюда. 

- Есть две истории. Первая - это услуги в действующих МФЦ, которые могут предоставляться малому бизнесу, ИП. Такие услуги уже есть, это регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя, то есть подача заявления на неё. Всё, что связано с Росреестром в отношении ИП, также можно делать через многофункциональные центры. С этого года в рамках деятельности Корпорации малого и среднего предпринимательства будут ещё три услуги. Первая услуга - предоставление имущественной поддержки, то есть можно будет в МФЦ получить информацию о том, какое имущество по какому адресу доступно и на каких условиях, потому что в каждом муниципалитете такой реестр есть. В соответствии с федеральным законом это - имущество, которое должно на льготных условиях предоставляться малому бизнесу. Вторая услуга - это получение информации о том, какую финансовую поддержку может получить малое предприятие. И третья услуга - информационная, это доступ к закупкам крупных компаний с государственным участием. То есть малый предприниматель может по своему запросу получить информацию, у каких компаний есть такого рода закупки для того, чтобы он мог рассчитывать на то, что его продукцию компания закупит. 

- А через сайт это нельзя сделать?

- Можно. Будет сделан соответствующий сайт, маркетинговый навигатор. По тому опыту, который у нас есть по госуслугам, мы видим, что пока примерно 50/50. Половина людей предпочитают это делать в режиме живого общения с посещением МФЦ, вторая половина уже перестраивается на цифровые рельсы и старается по максимум всё получать в электронном виде. Какое-то время эти две формы будут соседствовать, а потом, мы надеемся, постепенно то, что можно предоставлять в электронном виде полностью, уйдёт в интернет. То, что должно предоставляться физически, останется в МФЦ. 

- А какое время вы даёте людям на то, чтобы они перестроились?

- Как перестроятся, так перестроятся. Я думаю, что с учётом того, как идут процессы в экономике и обществе, 4-5 лет. Это ещё будет зависеть от того, как мы будем переводить в электронный вид госуслуги. 

- Ещё надо по нотариусу посадить в МФЦ, будет вообще удобно. 

- Во многих МФЦ нотариусы сидят. Но не в самих МФЦ, а в смежных помещениях. И для них рынок, и посетителям хорошо. 

Вторая история - это специализированные МФЦ для бизнеса. По ней у нас нет жёстких целей, сколько МФЦ должно быть построено. Но в крупных городах такие МФЦ должны быть, там будет весь комплекс услуг, включая и консалтинговые, и выдачу финансирования, и банковское обслуживание. 

- Но ведь была статистика о том, что многие регионы России не обеспечены интернетом.

- У нас нет таких регионов. Есть удалённые районы в отдельных регионах, где с интернетом есть проблемы, но даже там есть возможность выхода в Сеть. 

- То есть делают одну точку, и туда люди приходят?

- Да-да. 

-  Если в населённом пункте проживает больше 200 человек, действует программа оптоволокно. Сейчас, по-моему, даже до 100 хотят понизить. А что с деревнями делать? Там, где 30 человек проживает.

- У нас всё-таки есть мобильные офисы, которые приезжают на оснащённом автомобиле. Они ездят по деревням и предоставляют соответствующие госуслуги. Потом приезжают в райцентр и сгружают всё. 

- Главный вопрос - как развиваться сейчас малому и среднему бизнесу?

- Нормально. Основная проблема - это деньги. Но кризис - это не только проблемы, но и возможности, по крайней мере у нас сейчас. Мы получили статистику по 2015 году, безусловно, много проблем, но при этом количество предприятий даже немного выросло. Если говорить об ИП, выросло почти на 3%, если о юридических лицах - на 4%. 

- Мы слышали статистику, что наоборот ИП закрывались сотнями тысяч. 

- Они закрывались в 2013-2014 году, тогда была сложная динамика. Есть достаточно много инструментов поддержки малого предпринимательства, которые позволяют малому бизнесу получать кредитные ресурсы и даже гранты. Например, в Южном федеральном округе, на Северном Кавказе до сих пор есть грантовые механизмы. 

-  Спасибо. В студии был Олег Фомичёв, замминистра экономического развития.

МФЦ в г. Сальске


На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.
Помощник "Мои Документы" close